История нашего храма.

…Троицкая церковь является одной из самых древних на территории нашего города. Первоначально храм был деревянным и первое известное ныне свидетельство о нем относится к 1646 году. Первый этаж каменной Троицкой церкви был построен в 1736 году, во времена царствования императрицы Анны Иоанновны, и является самым древним каменным зданием Царевококшайска. К 1757 году был достроен второй этаж храма, средства на постройку церкви были пожертвованы царевококшайским купцом Стефаном Вишняковым и крестьянином деревни Жуково Алексеем Осокиным. По своим архитектурным формам храм был типичным памятником русского зодчества XVII века.

 

Традиционное пятиглавие луковичной формы на «глухих» барабанах, расставленное широко и свободно, венчало столь же обычное четырехскатное покрытие, завершавшее основной куб церкви, перекрытый коробовым (общим) сводом. С востока к храму примыкали алтарные полукружия-апсиды, а с запада – трапезная с крыльцом. С северной и западной сторон церковь была опоясана открытой галереей-гульбищем. Через галерею-мостик у северо-западного торца храм был связан с четырехъярусной восьмигранной колокольней, построенной в духе архитектурных традиций XVIII века. Здесь располагалось семь колоколов разного веса — от 281 до 1 пуда. Плоскость стен церкви оживляли затейливой формы наличники с висячими гирьками, декоративные закомары по карнизу основного куба, поясок поребрика.

В верхнем этаже здания размещался главный храм, освященный в честь Святой Троицы, нижний придел носил имя святителя Николая, По средам в 17.00 служится акафист святителю Николаю Мирликийскому.Мирликийского чудотворца. Интерьер церкви поражал роскошной утварью и иконами. Среди них наибольшую известность получил резной из дерева образ Спасителя, сидящего в темнице в терновом венце. На деревянной колодке была надпись «От стрельца 1695 год». В силу своей величины данный образ не выносили из храма во время крестных ходов, но марийское население испытывало к нему особое благоговение, приезжая издалека и заказывая молебны с водосвятием. Иные из приезжающих во время молений надевали на изображение Спасителя светильню или нитку на те части тела, заболеваниями которых страдали. Потом эти нитки увозились домой, и носились болящими до тех пор, пока те не получали исцеления. В настоящий момент образ Спасителя в темнице находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка.

В верхнем этаже Троицкой церкви имелся деревянный четырехъярусный иконостас, окрашенный белой краской и украшенный золоченной резьбой с восемью деревянными колокольчиками. 64 его иконы размещались в тонких серебряных, медно-серебряных и медно-золоченых с серебряными венцами ризах. В нижнем храме иконостас был двухъярусным. Среди других икон Троицкой церкви выделялись образы Господа Вседержителя, Печерской Божией Матери, святителя Николая Чудотворца. В трапезной верхнего этажа имелись хоругви, образ Божией Матери «Троеручица», а в алтаре — выносной крест и иконы в дорогих ризах.

В приход храма входили деревни Жуково, Ширяйково, Сидорово, Марково, Кожино, Пахомово, Туруново и часть горожан Царевококшайска. При церкви действовали библиотека, состоявшая в 1915 году из 420 томов, и женская церковно-приходская школа. Кроме того, аналогичные школы располагались в деревнях Туруново, Жуково, Кожино, к храму были приписаны три часовни: во имя великомученика Георгия Победоносца в деревне Жуково, в честь святителя Николая Чудотворца – в деревнях Сидорово и Туруново.

После революции для храма начались трудные времена.  После 1922 года взаимоотношения между приходом и властями основывались на договорной основе, в 1932 году комиссия  при Мароблисполкоме нашла  нарушения договора.  Договор 1922 года с общиной был расторгнут, конечно же  «договор нарушили» прихожане.  Дальнейшая судьба храма была довольна типична для многих храмов в то время. Здание передали под музей, утварь в лучшем случае передали в другие храмы. Этого властям показалось мало и летом 1939 года храм разобрали.Развалины храма на территории автохозяйства знакомы наверно многим поколениям горожан.

 

С начала 90 годов храм начали восстанавливать. После периода разрухи храм находился в плачевном состоянии, работы по его восстановлению предстояли очень непростые. Храм  находится на берегу реки, необходимо было провести изыскания по состоянию фундамента, проверить пригодность грунтов под нагрузку. Кстати после проведённой по всем правилам экспертизе выяснилось что под остатками фундамента грунт для опоры годится, и даже больше подходит по всем требованиям. А вот немного левее, правее, дальше к реке совсем другая ситуация. Так что наши предки с выбором места для храмоздания оказались очень точны.  А вот с фундаментом колокольни возникли проблемы, он оказался слабоват, и были проведены работы по усилению, армированию площадки под колокольню, дополнительному креплению к фундаменту храма.В сложных инженерных ситуациях строителей консультировала Хлыбова Вера Павловна, главный специалист многофункционального каркасного строительства. Новый облик храма предполагал фигурную каменную кладку, с  ответственной работой каменщиков. Архтектор Анатолий Михайлович Кривцов буквально каждое утро приходил с проверкой и если кладка предыдущего дня не подходила для облика храма, то Анатолий Михайлович требовал разбора кладки! В спорных ситуациях обращались к отцу Евгению, и его совет рабочими принимался, и всё исполнялось в лучшем виде. Вообще трудно оценить как много сделал отец Евгений для Троицкого храма ведь храм строится с молитвой, с Божией помощью, в основном на народные пожертвования. Так что многие прихожане внесли свою лепту, положили буквально свой кирпич при строительстве, а духовным наставником в этом Благом деле был наш Батюшка.Кстати когда строили купола над храмом был применён прогрессивный метод расчёта на нагрузку позволивший точно просчитать нагрузки на своды, избежать излишних ненужных затрат. Такой метод расчёта куполов для нашего города оказался новшеством, а вот в Казани именно так и рассчитывают. В Казани же и спроектировали и сами купола, расчет крепежа креста был проведён Ершовой Татьяной Александровной, главным специалистом промпроекта. Ниже представлены страницы фотоальбома подаренного архитектором Анатолием Михайловичем Кривцовым настоятелю протоиерею Евгению Кутырёву в честь завершения работ по строительству храма.

This slideshow requires JavaScript.

те  же страницы  фрагментами

…17 мая 2003 года архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил престол нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца. 25 сентября 2004 года, совершилось поднятие куполов с крестами на храм. Это технически сложное мероприятие стало возможным благодаря руководству ООО «Волгатрансгаз» (Помарское ЛПО), предоставившему 60-тонный подъемный кран с 45-метровой стрелой. Глубоко символичным стало то, что поднятие куполов совершилось незадолго до празднования Воздвижения Креста Господня. «Воздвижение куполов и крестов имеет как внешнее значение – законченность формы храма, так и внутреннее духовное значение, – отметил архиепископ Иоанн. – Купол символизирует горение и молитву верующих к Богу, Крест же – оружие непобедимое, на котором зиждется наше спасение. Взирая внешними и внутренними очами на эти символы, христианин не просто проникается благоговением перед подвигом Господа на Кресте, но и возрождается духом, укрепляется в вере».

Расположенный на втором этаже главный престол в честь Святой Троицы был освящен 25 мая 2008 года, чин освящения провёл Владыка Иоанн, воистину этот день был днем радости и ликования у православных, целых 13 лет понадобилось для того чтобы находящийся в руинах храм Воскрес как четверть тысячелетия назад стал жемчужиной города на берегу Кокшаги.

В период восстановления храма с 2003 года на первом этаже совершалась Литургия, читались акафисты, служились молебны с водосвятием. После освящения верхнего храма в честь Святой и Живоначальной Троицы в 2008 году литургию стали служить и на втором этаже, но храм ещё не был расписан. На сегодняшний день росписи украшают интерьер храма.

В 2011 году произошло ещё одно памятное событие: был освящён придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в нём была размещена крестильня, крещения проходят почти еженедельно, люди становятся частью Тела Христова, членами Православной церкви, многие становятся прихожанами нашего храма.

Перейти к верхней панели